Программа "Индивидуальные занятия с детьми их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Пояснительная записка.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.  

 К семьям находящимся в ТЖС относятся:

  • неполные семьи;
  • семьи беженцев;
  • вынужденных переселенцев;
  • малообеспеченные семьи;
  • безработные;     
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • многодетные семьи;
  • неблагополучные семьи.

Для этих семей характерны следующие проблемы:

  • финансовые;
  • трудоустройства;
  • ограничения жизнедеятельности;
  • медицинские;     
  • психологические и так далее.

 

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации замыкаются на своих проблемах и постепенно утрачивают влияние на ребенка, отторгают его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним. Вследствие чего, самой уязвимой категорией граждан, оказавшейся в условиях ТЖС, являются – дети. Ведь в отличие от взрослых, их психика находится на стадии формирования, и любые неблагоприятные условия жизни могут негативно отразиться как на её дальнейшем развитии, так и формировании личности в целом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей
  • дети-инвалиды (дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии)
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

У детей находящихся в условиях трудной жизненной ситуации нередко наблюдается низкая самооценка, высокий уровень тревожности, наличие  большого количества страхов и опасений, неадекватное представление о значении собственной личности и т.д., что может отрицательно сказаться на их дальнейшей судьбе. Поэтому, решение проблем психологического характера у детей являются  первостепенными, так как только в условиях нормального психоэмоционального состояния можно сформировать полноценную личность.  

Программа психологической работы с детьми находящимися в ТЖС с  использованием методов арт-терапии, а так же быстрых рефлекторных техник (БРТ) является наиболее мягкой, но эффективной психологической формой работы с детьми.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное  творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено.

Быстрые рефлекторные техники (БРТ) позволяют быстро нормализовать текущее состояние клиента как эмоциональное (страхи, тревожность, навязчивые состояния), так и телесное (при психосоматических расстройствах).

Данные методы и техники работы способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий. Они позволяют раскрыть внутренние силы  человека, повысить самооценку, учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.

 

Учитывая вышесказанное, использование техник арт-терапии и БРТ наиболее актуальны в работе с детьми, так как в отличие от взрослых, они еще не  умеют ясно выражать свои мысли, чувства, зато умеют рисовать, лепить и фантазировать. Поэтому именно «арт-терапия» помогает добиться положительного эффекта в работе с детьми, а БРТ позволит не только с помощью специалиста скорректировать эмоциональное состояние, но и  научится самостоятельно освоить приемы саморегуляции для улучшения психофизической адаптации и качества жизни.  

                                               

Цель:

  • гармонизация психоэмоциональной  сферы личности ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

 

  • Диагностика психоэмоционального состояния личности несовершеннолетних.
  • Выработка навыков отреагирования негативных эмоциональных состояний в социально приемлемой форме.
  • Развитие у несовершеннолетних социальных навыков.
  • Формирование у несовершеннолетних позитивных жизненных ценностей и мотивация к их достижению.
  • Регуляция психического состояния несовершеннолетнего.
  • Обучение навыкам саморегуляции психического состояния.

Адресаты программы:

  •  несовершеннолетние  от 6 до 14 лет находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы работы:

Индивидуальные консультации (психолог, педагог-психолог)

Данная программа подразумевает проведение с несовершеннолетними индивидуальных психологических занятий на базе центра  в течение 3 месяцев;

1 занятие в неделю;

20 минут – дети дошкольного возраста

30 минут – дети младшего школьного возраста

45 минут – дети среднего и старшего школьного возраста 

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический

Цель: Выявление актуальных проблем клиента, его потребностей, ресурсов для определения необходимого объема помощи.     

    • Первичная консультация  (сбор информации о клиенте)
    • Подбор диагностического инструментария 
    • Проведение психологической диагностики
    • Обработка и анализ результатов психодиагностики
  1. Реабилитационный
    • Моделирование проблемной ситуации
    • Отреагирование негативных эмоций
    • Развитие навыков контроля над эмоциональным состоянием
    • Развитие социальных навыков общения
    • Регуляция психологического состояния
    • Обучение навыкам саморегуляции
    • Формирование у несовершеннолетнего позитивных жизненных ценностей
  2. Заключительный этап

Подведение итогов индивидуальной работы с несовершеннолетним.

Оценка эффективности программы определяется с помощью промежуточной диагностики эмоционального состояния личности.

Работа считается эффективной, если в ходе повторной диагностики наблюдается улучшение эмоционального состояния личности (снижение уровня тревожности, уменьшение количества страхов, снижение уровня агрессии, нормализация самооценки и т.д.)