Пояснительная записка.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
К семьям находящимся в ТЖС относятся:
Для этих семей характерны следующие проблемы:
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации замыкаются на своих проблемах и постепенно утрачивают влияние на ребенка, отторгают его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним. Вследствие чего, самой уязвимой категорией граждан, оказавшейся в условиях ТЖС, являются – дети. Ведь в отличие от взрослых, их психика находится на стадии формирования, и любые неблагоприятные условия жизни могут негативно отразиться как на её дальнейшем развитии, так и формировании личности в целом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся:
У детей находящихся в условиях трудной жизненной ситуации нередко наблюдается низкая самооценка, высокий уровень тревожности, наличие большого количества страхов и опасений, неадекватное представление о значении собственной личности и т.д., что может отрицательно сказаться на их дальнейшей судьбе. Поэтому, решение проблем психологического характера у детей являются первостепенными, так как только в условиях нормального психоэмоционального состояния можно сформировать полноценную личность.
Программа психологической работы с детьми находящимися в ТЖС с использованием методов арт-терапии, а так же быстрых рефлекторных техник (БРТ) является наиболее мягкой, но эффективной психологической формой работы с детьми.
Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено.
Быстрые рефлекторные техники (БРТ) позволяют быстро нормализовать текущее состояние клиента как эмоциональное (страхи, тревожность, навязчивые состояния), так и телесное (при психосоматических расстройствах).
Данные методы и техники работы способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий. Они позволяют раскрыть внутренние силы человека, повысить самооценку, учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.
Учитывая вышесказанное, использование техник арт-терапии и БРТ наиболее актуальны в работе с детьми, так как в отличие от взрослых, они еще не умеют ясно выражать свои мысли, чувства, зато умеют рисовать, лепить и фантазировать. Поэтому именно «арт-терапия» помогает добиться положительного эффекта в работе с детьми, а БРТ позволит не только с помощью специалиста скорректировать эмоциональное состояние, но и научится самостоятельно освоить приемы саморегуляции для улучшения психофизической адаптации и качества жизни.
Цель:
Задачи:
Адресаты программы:
Формы и методы работы:
Индивидуальные консультации (психолог, педагог-психолог)
Данная программа подразумевает проведение с несовершеннолетними индивидуальных психологических занятий на базе центра в течение 3 месяцев;
1 занятие в неделю;
20 минут – дети дошкольного возраста
30 минут – дети младшего школьного возраста
45 минут – дети среднего и старшего школьного возраста
Этапы реализации программы:
Цель: Выявление актуальных проблем клиента, его потребностей, ресурсов для определения необходимого объема помощи.
Подведение итогов индивидуальной работы с несовершеннолетним.
Оценка эффективности программы определяется с помощью промежуточной диагностики эмоционального состояния личности.
Работа считается эффективной, если в ходе повторной диагностики наблюдается улучшение эмоционального состояния личности (снижение уровня тревожности, уменьшение количества страхов, снижение уровня агрессии, нормализация самооценки и т.д.)