Программа профилактики правонарушений "Проводник"

Программа профилактики правонарушений несовершеннолетних

«ПРОВОДНИК»

Пояснительная записка

Непрекращающийся рост преступности, особенно среди молодежи, характеризует современную российскую действительность. Применение многочисленных амнистий не спасает, а лишь усугубляет ситуацию, вызывая очередную волну преступности. Тревожит тот факт, что неуклонно растет детская и подростковая преступность, причем растет число тяжких и особо тяжких преступлений.

Подростковый возраст – это один из самых переломных периодов в жизни человека. У подростков не выработаны механизмы самоконтроля, а эмоции, напротив, бушуют с большой силой. У них слаба способность эмпатии к другим людям, способность чувствовать чужую боль. Для них другой человек – закрытая книга, иной мир. Свои обиды подросток чувствует очень остро и болезненно. Подростки – крайне неуверенные в себя люди, у них сильна жажда самоутверждения, они постоянно сравнивают себя с другими по статусу, положению. Все эти драки, постоянное соперничество за статус все это ради того, чтобы доказать другим свою полноценность. Поэтому в закрытых от вольного мира группах подростков царит звериная жестокость.

В системе УИС в настоящее время функционируют 64 воспитательных колоний (из них 3 женских), в которых содержится более 22000 осужденных, не достигших совершеннолетия (в этом числе около 1300 девушек). Причем по данным судебной статистики к реальному лишению свободы осуждается только лишь четверть несовершеннолетних правонарушителей.

При этом воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируется наиболее социально запущенные подростки. Все больше поступает подростков, имеющих проблемы со здоровьем. Практически треть подростков с различными отклонениями в психическом развитии. Подавляющая часть воспитанников не получила образования, соответствующего возрасту. Каждый десятый подросток, попадающий в воспитательные колонии – сирота или оставшийся без попечения родителей. Еще больший процент составляют дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Очевидно, что за время отбывания несовершеннолетними наказания в спецшколе, воспитательной колонии невозможно решать все его педагогические, психологические, медицинские проблемы, поэтому при освобождении подросток оказывается в еще более сложной ситуации, чем взрослый человек. Так, к примеру, практика деятельности воспитательных колоний показывает, что разрыв родственных связей у их воспитанников происходит гораздо чаще, чем в исправительных учреждениях. Причем следует учитывать, что если хотя бы какая-то часть взрослых, вышедших из мест лишения свободы, может решить свои проблемы самостоятельно, то среди несовершеннолетних нуждаются в комплексной социально-педагогической помощи абсолютно все.

Как правило, подростки, которые попали в закрытые учреждения, еще не завершили процесс социализации. Поэтому им приходиться социализироваться в исправительных учреждениях, усваивать общепринятые образцы поведения. Пройдя такую социализацию, молодой человек вынужден вновь и вновь возвращаться в места лишения свободы. И совсем не потому, что его с самого начала сделали закоренелым преступником, а потому, что после выхода на свободу подросток вынужден искать тех единственных людей, которые хорошо понимают его и с которыми он чувствует себя умелым, компетентным.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки. Многие исследователи отмечают, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Отличительные черты таких подростков проявляются в неумении прогнозировать последствия своих действий, в желании испытать новые ощущения.

 

Преступность несовершеннолетних отличается от преступности взрослых и включает в себя следующие факторы:

-Отсутствие интереса и заботы о других;

-Импульсивность;

-Злость и неуравновешенность;

-Слабо развитые навыки объяснения и убеждения;

-Зависимость от алкоголя и наркотиков;

-Наличие ограниченных и закрепощенных взглядов;

-Наличие родственников, имеющих преступное прошлое;

-Глубоко укоренившаяся враждебность и непринятие власти.

Известная всем истина гласит – «легче болезнь предотвратить, чем лечить». Для этих целей была разработана программа «Проводник». По решению суда несовершеннолетний, приговоренный судом к условной мере наказания обязан пройти курс реабилитации на базе ЦСПСиД г.Качканара на основании соглашения о сотрудничестве (приложение № 1).

Цель программы:

Программа направлена на предупреждение рецидивной преступности среди несовершеннолетних условно осужденных через создание условий для развития личности подростка, профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации; развитие ценностно-смысловой сферы и принятия на себя ответственности за свою жизнь.

Задачи:

-Помощь в решении актуальных проблем социальной адаптации условно осужденных несовершеннолетних.

-Диагностика и развитие у условно осужденных подростков социальных навыков, рефлексии, самостоятельности в решении проблем, планирование своей жизни, прогнозирование последствий своих действий.

-Составление методических пособий, буклетов для специалистов, работающих с условно осужденными.

 

Программа рассчитана на срок 3 месяца. По результатам работы будет составлена психолого-социальная характеристика конкретного подростка и приложена к личному делу.

В этот период несовершеннолетний обязан посещать специалистов Центра по индивидуальному графику:

-специалист по социальной работе;

-психолог;

-юрист.

Также предусмотрены групповые формы работы - тренинги, направленные на повышение качества жизни «Я и мое здоровье»

Адресаты программы

Несовершеннолетние (до 18 лет), приговоренные судом к условной мере наказания и направленные в ЦСПСиД.

Принципы организации работы

Взаимодействие с организациями, учреждениями (ПДН, КДН, службы занятости, социально-психологические службы, образовательные учреждения).

Программа рассчитана на 3 месяца реабилитационной работы с несовершеннолетним условно осужденным.

Комплексный характер работы: лекции, семинары, тренинги, консультации, патронаж.

Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, посвященных проблемам лиц, вернувшихся из исправительных учреждений и условно осужденных.

Формы работы:

-индивидуальные консультации (специалист по социальной работе, психолог, юрист);

-групповые (тренинги, лекции, беседы);

-социальный патронаж;

-заполнение рабочей тетради несовершеннолетнего «Твой проводник» (приложение № 5).

 

Социальный патронаж осуществляется при следующих условиях:

-добровольное желание клиента решать свою проблему совместно с социальным работником;

-клиент не способен решить свою проблему без посторонней помощи.

 

Рабочая тетрадь «Твой проводник» – основной компонент реабилитационного процесса несовершеннолетних (приложение № 2).

Рабочая тетрадь является:

1)   средством планирования и соблюдения обязательств, прав;

2)   способом проделанной работы и достижений;

3)   развивает понимание несовершеннолетних;

4)   привлекает несовершеннолетнего к активному участию;

5)   ведется ежедневная запись всего происходящего;

6)   имеет письменное выражение.

Несовершеннолетний в рабочей тетради отмечает:

1)самостоятельно намечает планы на будущую неделю;

2)прописывает свои успехи и неудачи;

3)составляет планы на будущее;

4)работает с моральными понятиями и личностными качествами;

5)совершенствует способности анализа собственной жизни;

6)обращается к поступкам, совершенным им лично, либо совершенным по отношению к нему;

7)ставит перед собой цели, выявляет качества и умения, необходимые ему для достижения данной цели.

Ожидаемые результаты:

1)повышение образовательного уровня, правовой грамотности несовершеннолетних;

2)осознание несовершеннолетними последствий своих действий;

3)приобретение самостоятельности в принятии решений, ответственности за свою жизнь;

4)профессиональное самоопределение, расстановка жизненных приоритетов;

5)постановка жизненных целей и пути к их достижению;

6)снижение повторных правонарушений среди условно осужденных подростков;

7)создание механизма межведомственного взаимодействия с целью решения проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Уникальность программы:

Программа охватывает большое количество несовершеннолетних-правонарушителей путем создания механизма обязательного прохождения курса реабилитационных мероприятий по направлению суда;

Специалист, работающий с подростками, выступает в качестве наставника, помощника, друга;

Программа рассчитана на длительный курс (3 месяца) и позволяет затронуть многие стороны жизни несовершеннолетнего.

Этапы реализации программы

Данная программа подразумевает прохождение несовершеннолетним условно осужденным (по обязательному приговору суда) реабилитационных мероприятий на базе Центра в течение 3 месяцев. Данный курс состоит из следующих этапов:

1. Диагностический (сбор информации о клиенте):

Первичная консультация специалистов заключается в диагностике:

-социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о рождении, справка о прописке и т.д.); оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;

-социально-психологическая: выявление острых психологических проблем;

-социально-педагогическая: сбор психологического анализа; проверка соответствия знаний уровню образования;

-социально-трудовая: сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересах; определение профессиональных способностей.

Цель социальной диагностики – выявление проблем клиента, его потребностей, ресурсов для определения необходимого объема помощи.

1)Первичная консультация проводится в форме беседы с клиентом.

2)При первичной консультации специалист по социальной работе заполняет карту социальной диагностики несовершеннолетнего.

3)Результат работы – составление индивидуального плана работы. Он должен включать в себя такие мероприятия как:

4)Консультации специалиста по социальной работе (по индивидуальному графику);

5)Составление акта жилищно-бытовых условий (выход в семью, где проживает подросток);

6)Работа с ближайшим окружением (родители, родственники) – беседа по телефону, или выход на дом.

Консультация психолога заключается в построении психологического портрета клиента с помощью различных методик, направленных на диагностику социального интеллекта, агрессии, акцентуаций характера; склонности к противоправному поведению; межличностных отношений.

Консультация юриста – выяснение знаний о своих правах и обязанностей, повышение уровня правовой грамотности.

2. Реабилитационный этап включает в себя групповую и индивидуальную работу, направленную на:

-выработку адекватных форм поведения;

-развитие социальных навыков;

-развитие навыков контроля над эмоциональным состоянием;

-повышение образовательного уровня;

-развитие навыков, востребованных на рынке труда;

-развитие толерантности, терпимости, уважения к другим людям по средствам тренингов, ролевых игр, индивидуальной работы;

-заполнения рабочей тетради «Твой проводник».

3. Заключительный этап. Подведение итогов индивидуальной работы с несовершеннолетним.

 

Оценка эффективности программы

Качество проводимых мероприятий (тренинги, консультации) будет контролироваться путем проведения анкетирования и опросов их участников.

Проводится мониторинг – непрерывный контроль за ходом выполнения программы позволит оценить применяемые методы и уместность их использованию в данной ситуации.

Сбор и оценка статистических показателей: сведения об успеваемости, повторные правонарушения, нарушения постановления суда и др.