Программа профилактики правонарушений несовершеннолетних
«ПРОВОДНИК»
Пояснительная записка
Непрекращающийся рост преступности, особенно среди молодежи, характеризует современную российскую действительность. Применение многочисленных амнистий не спасает, а лишь усугубляет ситуацию, вызывая очередную волну преступности. Тревожит тот факт, что неуклонно растет детская и подростковая преступность, причем растет число тяжких и особо тяжких преступлений.
Подростковый возраст – это один из самых переломных периодов в жизни человека. У подростков не выработаны механизмы самоконтроля, а эмоции, напротив, бушуют с большой силой. У них слаба способность эмпатии к другим людям, способность чувствовать чужую боль. Для них другой человек – закрытая книга, иной мир. Свои обиды подросток чувствует очень остро и болезненно. Подростки – крайне неуверенные в себя люди, у них сильна жажда самоутверждения, они постоянно сравнивают себя с другими по статусу, положению. Все эти драки, постоянное соперничество за статус все это ради того, чтобы доказать другим свою полноценность. Поэтому в закрытых от вольного мира группах подростков царит звериная жестокость.
В системе УИС в настоящее время функционируют 64 воспитательных колоний (из них 3 женских), в которых содержится более 22000 осужденных, не достигших совершеннолетия (в этом числе около 1300 девушек). Причем по данным судебной статистики к реальному лишению свободы осуждается только лишь четверть несовершеннолетних правонарушителей.
При этом воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируется наиболее социально запущенные подростки. Все больше поступает подростков, имеющих проблемы со здоровьем. Практически треть подростков с различными отклонениями в психическом развитии. Подавляющая часть воспитанников не получила образования, соответствующего возрасту. Каждый десятый подросток, попадающий в воспитательные колонии – сирота или оставшийся без попечения родителей. Еще больший процент составляют дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Очевидно, что за время отбывания несовершеннолетними наказания в спецшколе, воспитательной колонии невозможно решать все его педагогические, психологические, медицинские проблемы, поэтому при освобождении подросток оказывается в еще более сложной ситуации, чем взрослый человек. Так, к примеру, практика деятельности воспитательных колоний показывает, что разрыв родственных связей у их воспитанников происходит гораздо чаще, чем в исправительных учреждениях. Причем следует учитывать, что если хотя бы какая-то часть взрослых, вышедших из мест лишения свободы, может решить свои проблемы самостоятельно, то среди несовершеннолетних нуждаются в комплексной социально-педагогической помощи абсолютно все.
Как правило, подростки, которые попали в закрытые учреждения, еще не завершили процесс социализации. Поэтому им приходиться социализироваться в исправительных учреждениях, усваивать общепринятые образцы поведения. Пройдя такую социализацию, молодой человек вынужден вновь и вновь возвращаться в места лишения свободы. И совсем не потому, что его с самого начала сделали закоренелым преступником, а потому, что после выхода на свободу подросток вынужден искать тех единственных людей, которые хорошо понимают его и с которыми он чувствует себя умелым, компетентным.
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки. Многие исследователи отмечают, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Отличительные черты таких подростков проявляются в неумении прогнозировать последствия своих действий, в желании испытать новые ощущения.
Преступность несовершеннолетних отличается от преступности взрослых и включает в себя следующие факторы:
-Отсутствие интереса и заботы о других;
-Импульсивность;
-Злость и неуравновешенность;
-Слабо развитые навыки объяснения и убеждения;
-Зависимость от алкоголя и наркотиков;
-Наличие ограниченных и закрепощенных взглядов;
-Наличие родственников, имеющих преступное прошлое;
-Глубоко укоренившаяся враждебность и непринятие власти.
Известная всем истина гласит – «легче болезнь предотвратить, чем лечить». Для этих целей была разработана программа «Проводник». По решению суда несовершеннолетний, приговоренный судом к условной мере наказания обязан пройти курс реабилитации на базе ЦСПСиД г.Качканара на основании соглашения о сотрудничестве (приложение № 1).
Цель программы:
Программа направлена на предупреждение рецидивной преступности среди несовершеннолетних условно осужденных через создание условий для развития личности подростка, профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации; развитие ценностно-смысловой сферы и принятия на себя ответственности за свою жизнь.
Задачи:
-Помощь в решении актуальных проблем социальной адаптации условно осужденных несовершеннолетних.
-Диагностика и развитие у условно осужденных подростков социальных навыков, рефлексии, самостоятельности в решении проблем, планирование своей жизни, прогнозирование последствий своих действий.
-Составление методических пособий, буклетов для специалистов, работающих с условно осужденными.
Программа рассчитана на срок 3 месяца. По результатам работы будет составлена психолого-социальная характеристика конкретного подростка и приложена к личному делу.
В этот период несовершеннолетний обязан посещать специалистов Центра по индивидуальному графику:
-специалист по социальной работе;
-психолог;
-юрист.
Также предусмотрены групповые формы работы - тренинги, направленные на повышение качества жизни «Я и мое здоровье»
Адресаты программы
Несовершеннолетние (до 18 лет), приговоренные судом к условной мере наказания и направленные в ЦСПСиД.
Принципы организации работы
Взаимодействие с организациями, учреждениями (ПДН, КДН, службы занятости, социально-психологические службы, образовательные учреждения).
Программа рассчитана на 3 месяца реабилитационной работы с несовершеннолетним условно осужденным.
Комплексный характер работы: лекции, семинары, тренинги, консультации, патронаж.
Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, посвященных проблемам лиц, вернувшихся из исправительных учреждений и условно осужденных.
Формы работы:
-индивидуальные консультации (специалист по социальной работе, психолог, юрист);
-групповые (тренинги, лекции, беседы);
-социальный патронаж;
-заполнение рабочей тетради несовершеннолетнего «Твой проводник» (приложение № 5).
Социальный патронаж осуществляется при следующих условиях:
-добровольное желание клиента решать свою проблему совместно с социальным работником;
-клиент не способен решить свою проблему без посторонней помощи.
Рабочая тетрадь «Твой проводник» – основной компонент реабилитационного процесса несовершеннолетних (приложение № 2).
Рабочая тетрадь является:
1) средством планирования и соблюдения обязательств, прав;
2) способом проделанной работы и достижений;
3) развивает понимание несовершеннолетних;
4) привлекает несовершеннолетнего к активному участию;
5) ведется ежедневная запись всего происходящего;
6) имеет письменное выражение.
Несовершеннолетний в рабочей тетради отмечает:
1)самостоятельно намечает планы на будущую неделю;
2)прописывает свои успехи и неудачи;
3)составляет планы на будущее;
4)работает с моральными понятиями и личностными качествами;
5)совершенствует способности анализа собственной жизни;
6)обращается к поступкам, совершенным им лично, либо совершенным по отношению к нему;
7)ставит перед собой цели, выявляет качества и умения, необходимые ему для достижения данной цели.
Ожидаемые результаты:
1)повышение образовательного уровня, правовой грамотности несовершеннолетних;
2)осознание несовершеннолетними последствий своих действий;
3)приобретение самостоятельности в принятии решений, ответственности за свою жизнь;
4)профессиональное самоопределение, расстановка жизненных приоритетов;
5)постановка жизненных целей и пути к их достижению;
6)снижение повторных правонарушений среди условно осужденных подростков;
7)создание механизма межведомственного взаимодействия с целью решения проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Уникальность программы:
Программа охватывает большое количество несовершеннолетних-правонарушителей путем создания механизма обязательного прохождения курса реабилитационных мероприятий по направлению суда;
Специалист, работающий с подростками, выступает в качестве наставника, помощника, друга;
Программа рассчитана на длительный курс (3 месяца) и позволяет затронуть многие стороны жизни несовершеннолетнего.
Этапы реализации программы
Данная программа подразумевает прохождение несовершеннолетним условно осужденным (по обязательному приговору суда) реабилитационных мероприятий на базе Центра в течение 3 месяцев. Данный курс состоит из следующих этапов:
1. Диагностический (сбор информации о клиенте):
Первичная консультация специалистов заключается в диагностике:
-социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о рождении, справка о прописке и т.д.); оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;
-социально-психологическая: выявление острых психологических проблем;
-социально-педагогическая: сбор психологического анализа; проверка соответствия знаний уровню образования;
-социально-трудовая: сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересах; определение профессиональных способностей.
Цель социальной диагностики – выявление проблем клиента, его потребностей, ресурсов для определения необходимого объема помощи.
1)Первичная консультация проводится в форме беседы с клиентом.
2)При первичной консультации специалист по социальной работе заполняет карту социальной диагностики несовершеннолетнего.
3)Результат работы – составление индивидуального плана работы. Он должен включать в себя такие мероприятия как:
4)Консультации специалиста по социальной работе (по индивидуальному графику);
5)Составление акта жилищно-бытовых условий (выход в семью, где проживает подросток);
6)Работа с ближайшим окружением (родители, родственники) – беседа по телефону, или выход на дом.
Консультация психолога заключается в построении психологического портрета клиента с помощью различных методик, направленных на диагностику социального интеллекта, агрессии, акцентуаций характера; склонности к противоправному поведению; межличностных отношений.
Консультация юриста – выяснение знаний о своих правах и обязанностей, повышение уровня правовой грамотности.
2. Реабилитационный этап включает в себя групповую и индивидуальную работу, направленную на:
-выработку адекватных форм поведения;
-развитие социальных навыков;
-развитие навыков контроля над эмоциональным состоянием;
-повышение образовательного уровня;
-развитие навыков, востребованных на рынке труда;
-развитие толерантности, терпимости, уважения к другим людям по средствам тренингов, ролевых игр, индивидуальной работы;
-заполнения рабочей тетради «Твой проводник».
3. Заключительный этап. Подведение итогов индивидуальной работы с несовершеннолетним.
Оценка эффективности программы
Качество проводимых мероприятий (тренинги, консультации) будет контролироваться путем проведения анкетирования и опросов их участников.
Проводится мониторинг – непрерывный контроль за ходом выполнения программы позволит оценить применяемые методы и уместность их использованию в данной ситуации.
Сбор и оценка статистических показателей: сведения об успеваемости, повторные правонарушения, нарушения постановления суда и др.