Приемная семья

 

Приёмная семья – это вид опеки, но при этой форме приемные родители (опекуны) получают от государства ежемесячное вознаграждение за свой труд по воспитанию детей. Поэтому приемную семью часто называют возмездной опекой. Регулируются отношения, возникающие при установлении приемной семьи, теми же нормативными и законодательными актами, что и опека, за некоторыми исключениями. В частности, заключение о возможности быть приемным родителем выдается в том же порядке, что и заключение о возможности быть опекуном.


По отношению к ребёнку приемные родители являются опекунами и несут полную ответственность за жизнь и здоровье приемных детей. Приемная семья создаётся на основе гражданско-правового договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка, который по различным причинам не может быть передан под усыновление. Ребенок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор о приемной семье можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий и педагогический стаж не начисляются.


Приемным родителем может быть один человек или супруги. Принять в семью по такой форме можно, как правило, до 8 детей. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление, например, для воспитания в одной семье 2-3 и более братьев и сестер; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.


ОСОБЕННОСТИ

 

  • Для оформления приемной семьи требуется заключить с органами опеки специальный договор о создании приемной семьи. При переходе от обычной опеки к приемной семье орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если не найдет достаточных оснований для этого.

  • На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, но при этом приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за их труд по воспитанию детей. Отчитываться перед органами опеки за это вознаграждение не надо.

  • Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например, в отдельных субъектах РФ органы опеки по договору могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечения опекаемого; в некоторых случаях может выделяться служебное жилье, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

  • Обеспечение контактов с кровными родственниками ребенка может быть прописано в договоре как обязательное требование к приемным родителям.

  • В приемную семью можно принять до 8 детей, как братьев и сестер, так и не являющихся родственниками. Все дети сохраняют за собой статус сирот или оставшихся без попечения родителей и положенные им при этом статусе льготы.

 

Необходимый пакет документов для создания приемной семьи:

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем

Заявитель представляет в управление социальной политики следующие документы:

1) заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – заявление).

Форма заявления утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 года № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423»;

2) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы (либо дохода) за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копию пенсионного удостоверения);

3) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), выданное в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.1996 года № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»;

4) копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, попечителем, состоит в браке);

5) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с заявителем на прием ребенка (детей) в семью (приложение 2 к административному регламенту);

6) документ о прохождении заявителем подготовки в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2008 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних». В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» документ о прохождении подготовки с 01 сентября 2012 года предоставляется заявителем в обязательном порядке;

7) автобиографию.

При установлении опеки над детьми несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет (статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации), необходимы следующие документы:

1) заявление от гражданина, являющегося несовершеннолетним родителем, о назначении его ребенку (детям) опекуна с указанием конкретного лица (приложение № 3 к административному регламенту);

2) копия свидетельства о рождении ребенка (детей);

3) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, гражданина, являющегося несовершеннолетним родителем, с предъявлением оригиналов указанных документов;

4) документы, указанные в пункте 18 административного регламента.

При установлении опеки над детьми граждан, которые по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве») необходимы следующие документы:

1) заявление от граждан, которые по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности, о назначении их ребенку (детям) конкретного лица в качестве опекуна (попечителя) с указанием периода, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности (приложение № 4 к административному регламенту);

2) копия свидетельства о рождении ребенка (детей);

3) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, граждан, которые по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности, с предъявлением оригиналов указанных документов;

4) документы, указанные в пункте 18 административного регламента.

При установлении попечительства над несовершеннолетними гражданами, достигшими 14-летнего возраста (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве») необходимы следующие документы:

1) заявление несовершеннолетнего гражданина, достигшего 14-летнего возраста, о назначении ему попечителя с указанием конкретного лица (приложение № 5 к административному регламенту);

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, несовершеннолетнего гражданина, достигшего 14-летнего возраста, с предъявлением оригиналов указанных документов;

3) документы, указанные в пункте 18 административного регламента.

При установлении предварительной опеки (предварительного попечительства) в случаях, если в интересах несовершеннолетнего ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации, и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 12 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве») необходимы следующие документы:

1) заявление гражданина о временном назначении опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетнего (приложение № 6 к административному регламенту);

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, гражданина, с предъявлением оригиналов указанных документов;

3) копия заключения о возможности быть опекуном или попечителем, (при наличии).

23. Заявитель при подаче заявления предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

24. Документ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 18 административного регламента,  принимается  управлением социальной политики в течение года со дня его выдачи, документ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 18 административного регламента - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

Не принимаются к производству документы, имеющие подчистки, зачеркнутые слова и иные исправления, а также исполненные карандашом.

Документы, предусмотренные пунктами 18, 19, 20, 21, 22 административного регламента, принимаются управлением социальной политики в оригинале, кроме документов, предусмотренных подпунктом 4 пункта 18, подпунктами 2 – 3 пунктов 19, 20 и 22, подпункта 2 пункта 21 административного регламента, которые принимаются в копиях при наличии оригинала документа.

Копии документов изготавливаются и заверяются уполномоченным специалистом управления социальной политики. При заверении соответствия копий подлиннику документа специалист проставляет заверительную надпись «Верно», должность, расшифровку подписи (инициалы, фамилия), дату заверения.

Документы, предусмотренные пунктами 18, 19, 20, 21, 22 административного регламента, могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо через должностных лиц многофункциональных центров, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. В этом случае, при проведении обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов.

 

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе самостоятельно представить

Заявитель вправе по собственной инициативе представить в управление социальной политики следующие документы:

1) справку о размере пенсии из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение;

2) справку налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (договор социального найма жилого помещения, ордер) либо право собственности на жилое помещение.